О том, как нанимать дизайнеров

6designers.com — закрытая площадка, где встречаются лучшие дизайнеры и работодатели. Меня зовут Денис Шершнев, я основатель этой площадки. Каждую неделю мы приглашаем эксперта, который оценивает работы дизайнеров и помогает выбрать самых крутых специалистов.

Сегодня пообщались с Игорем Готтом, продуктовым дизайнером Альфа-Банка. Чем будет заниматься дизайнер, когда искусственный интеллект возьмет на себя львиную долю функций, как наладить удаленную работу и почему молодые дизайнеры верят в чудеса — читайте в интервью.

специализация: интерактивный и графический дизайн
образование: автоматизированные системы управления, инженер- программист
деятельность: дизайнер цифровых продуктов в Альфа-Банке
хобби: рисовать комиксы, фотографировать и писать музыку
портфолио: igorgott.com

Денис: Игорь, я очень рад, что ты присоединился к нам в качестве эксперта. Ты принес много нововведений: стал выделять лучшую работу у каждого дизайнера и объяснять, почему она лучшая. Но меня больше интересует новый столбец — «достойная кандидата зарплата относительно его портфолио». Скажи, люди себя недооценивают или наоборот?

Игорь: Спасибо, Денис. Я рад участвовать в твоем проекте. Ваш сервис не похож на другие, он пропитан «дизайнерским духом» в хорошем смысле этого выражения, специализируется на подборе дизайнеров, а не просто специалистов разных профессий. И поскольку я проникся идеей, позволил себе внести эти нововведения, которые, на мой взгляд, помогут точнее подбирать необходимых кандидатов.

Теперь отвечу на твой вопрос. Мы — дизайнеры — не художники, чтобы требовать деньги только лишь за наш уникальный стиль и ждать, что кто-то согласится заплатить. Рынок труда в сфере дизайна уже давно сформирован, и для дизайнеров есть вполне конкретный набор знаний и умений, по которым определяется их уровень профессионализма, а соответственно и среднее по рынку денежное вознаграждение.

Просмотрев портфолио 100 дизайнеров, могу сказать, что наблюдается такая картина — большинство из них переоценивают себя как минимум в два раза. Почему так происходит? Молодые дизайнеры, размахивающие пером в скетче пару лет или того меньше, накидывают себе ценник сильно превышающий свои реальные возможности с надеждой нарваться на удачу. Я собеседовал многих подобных дизайнеров, все они рассчитывают на чудо, подарок судьбы, что вдруг бац, и им таким классным сейчас возьмут и начнут платить как топ-менеджерам больших корпораций. Сейчас спрос на дизайнеров высок как никогда, а в индустрии твердо закрепилось поверье — «дизайнерам много платят». Поэтому много молодых и амбициозных смело удваивают свою стоимость, и без того взятую с потолка.

Дело в том, что эта удача не такая уж и редкая. Множество компаний, осознавая свою никчемность и то, что они как работодатели предлагают не самую интересную работу для дизайнера, которую тот может выбрать на рынке труда, намерено завышают ценник, играя на алчности. Многие дизайнеры невольно поддаются этому трюку и думают, что они действительно такие крутые, раз им предлагают целую кучу денег. В следующий раз меняя место работы, они перейдут в еще более унылую компанию с еще менее «дизайнерской работой» ради повышения своего оклада, потому что им будет морально и практически тяжело выполнять действительно сложную работу дизайнера, требующую компетенций и экспертизы, которой они не обладают, и тем более делать это за меньшие деньги.

Интересный факт: попались несколько дизайнеров, которые оценили себя ровно на столько, сколько бы я был готов назначить им в зарплату. И все они были джуниорами. Стало быть, из предложенного списка только несколько новичков адекватно осознают свою реальную стоимость на рынке.

Денис:  Ты просмотрел 100 работ, скажи, сколько времени у тебя это заняло. Какой вердикт: мы все умрем или все будет хорошо?

Игорь: Я посмотрел 100 портфолио, в каждом портфолио несколько работ: иногда их две, иногда двадцать. Наверное, я посмотрел около 1000 работ. На обзор каждого портфолио у меня уходило в среднем по 10 минут. Это около 17 часов, то есть два полноценных рабочих дня без перерыва на обед. Общий уровень портфолио — средний и ниже среднего, очень много откровенно слабых работ.

Нет, мы не умрем. Сильные дизайнеры в меньшинстве, но зачастую именно эти ребята уже неплохо устроены и нечасто меняют работу. С работодателями таких специалистов иногда поступают не очень честно: дизайнеров начинают хантить, настойчиво переманивать, завлекать небывалыми плюшками. Здесь и наступает звездный час для дизайнера, когда он может назначать настолько высокую сумму, насколько готовы заплатить переманивающие его ребята.
Молодых дизайнеров (не обязательно это физически молодые люди), чьи творческие сердца еще не окрепли, а уровень работ оставляет желать лучшего, конечно, преобладающее большинство. Есть три сценария развития их дизайнерской карьеры. Первый: они действительно горят работой, ввязываются в любой авантюрный проект, внимательно слушают советы более опытных коллег по цеху, читают много профессиональной литературы и стараются применять полученные знания в бою. Такие ребята очень быстро поднимают уровень скилов, зарплатный ценник и переходят в классные компании. Второй сценарий: дизайнеры очень долго варятся в собственном соку, не интересуются происходящим в индустрии, верят в то, что кондитерской за углом очень нужен сайт. Такие ребята, изучив возможности фотошопа много лет пребывают в мире, где дизайн существует ради дизайна, и работы их не сверкают. Уровень таких дизайнеров стагнирует, и они длительное время выдают неизменно слабый результат. Третий сценарий: ребята искренне считают, что порог входа в профессию преодолевается сразу, как только ты можешь повторить в графическом редакторе ленту ВКонтакте или нарисовать очередную концепцию дейтингового сервиса. Когда после первого, второго, третьего выполненного тестового задания этих ребят не берут на работу, они сами уходят из профессии, консультантом в салон связи или даже разносчиком пиццы.

Так что все будет хорошо. Ненужные люди уйдут сами, а усердные ребята с пока еще сырыми портфолио очень скоро подтянут уровень и будут делать хорошие продукты. Сегодня получение знаний перешло на совершенно другой уровень, нежели когда я начинал заниматься дизайном. Сейчас много возможностей для того, чтобы стать хорошим дизайнером. Глупо этим не пользоваться.

Денис: По каким параметрам оценивал работы, на что обращал внимание?

Игорь: За время работы арт-директором я просмотрел тонны дизайнерских портфолио и резюме перед принятием кандидатов на работу. Понимать уровень работ дизайнеров в режиме быстрого, но качественного отбора — это отдельный скил, который помогает скорее звать на собеседование клевых ребят, а неклевых не звать.

В первую очередь я обращаю внимание на общий вкусовой рецептор дизайнера, так называемое «чувство прекрасного». Это совокупность скилов автора, позволяющая ему сочетать несочетаемое или, наоборот, использовать стандартные, но проверенные графические приемы. Главное, чтобы макеты выглядели целостными, современными и приятными на вид. Чтобы узнать о наличии вкуса у дизайнера, достаточно окинуть беглым взглядом несколько его работ, а зачастую хватит и одной работы. Если у кандидата есть раздел с логотипами, я сразу иду туда. Даже если этот дизайнер позиционирует себя как интерфейсный дизайнер. Особенно, если позиционирует себя как интерфейсный дизайнер. Потому что здесь сразу раскрываются все тайны: вкус, как работает мышление (какую идею дизайнер заложил в логотип), умение работать с цветом, типографикой и композицией, умение работать с массой объектов, с белым и черным, умением презентовать свою работу (засунуть логотип в первый из выдачи гугла бесплатный мокап или самому нарисовать что-то уникальное). Короче говоря, по логотипу можно оценить почти 90% графических скилов дизайнера. Когда после изучения логотипов я смотрю сайты или интерфейсы этого кандидата, все мои ожидания подтверждаются. Мне не надо вглядываться в детали — для меня они уже лежат на поверхности, и я знаю на что следует обратить внимание у этого кандидата. Так я экономлю кучу времени.

Затем я смотрю на тенденцию дизайнера сохранять уровень в разных работах. У хороших дизайнеров от старых проектов к новым уровень растет. В целом всегда можно наблюдать некий авторский почерк. Если этого почерка нет, а уровень работ скачет сильно туда-сюда, значит на дизайнера сильно влияют внешние факторы: вмешательство арт-директора, дотошные комментарии заказчика, или дизайнер совсем не включает мозги и бездумно срисовывает макеты с чужих работ.

Следующим я изучаю умение дизайнера проектировать интерфейсы. На глобальном уровне это не то, что можно узнать из портфолио. Даже если нарисовано хорошо и без лютых логических ошибок, не всегда можно сказать, насколько эта работа действительно годна, потому что нужно понять, какая задача ставилась перед дизайнером и по каким показателям можно измерить, была ли она решена. Тем не менее есть множество мелочей, по которым можно оценить базовые умения проектировать интерфейсы. Во-первых, существуют устоявшиеся паттерны для элементов интерфейса десктопа и мобайла, и когда дизайнер задает для них какое-то новое поведение, то он либо усложняет работу интерфейса ради придумывания бессмысленной инновации, либо просто не понимает как работает этот паттерн. Во-вторых, для того чтобы проверить, как будет работать нечто кастомное, придуманное дизайнером, достаточно представить себя пользователем и попытыться выполнить предлагаемые на макете действия. Если все логично, то вполне вероятно, что в жизни этим интерфейсом будет удобно пользоваться. Если работа каких-то элементов спорна и вызывает вопросы, я провожу более тщательный анализ интерфейса, пытаясь понять, какой смысл закладывал дизайнер. Часто дизайнер применяет невнятные и неумелые решения.

К сожалению, невозможно по портфолио узнать о важных нюансах, например, об умении дизайнера аргументированно защищать свои решения, о способности анализировать задачу и рационально мыслить. Это можно выяснить только при личной встрече. Но портфолио все равно остается неотъемлемым атрибутом каждого дизайнера и отправной точкой для получения достойной работы.

Денис: А сам себе ты бы сколько поставил? По UX/UI? Назови цифры и объясни почему.

Игорь: В дизайнерских портфолио объективно оценивать можно только UI. UX требует глубокого анализа. Об этом я уже говорил. По сути, когда я ставил оценки работам дизайнеров, я смотрел на их способность грамотно расставлять элементы интерфейсов по экранам или веб-страницам и соблюдать логику. При этом UX совсем не про макеты, а про формирование опыта, про создание целых процессов. Дизайнер может нарисовать сложнейшие интерфейсы, расставить в них все логично и красиво оформить, но это может быть бессмысленной работой, потому что лучшим решением было изменение процесса в целом. Приведу простой пример. Вместо интерфейса с анкетой для покупателя дизайнер может придумать решение, при котором покупателю не придется вообще что-то заполнять: продавец услуг позвонит ему на телефон и уточнит необходимую информацию. Поэтому оценка UX не совсем валидна.

Изучая портфолио, мы можем судить только об эргономичной расстановке элементов и о логичности использования этих элементов, то есть только об узкой специфике этой большой области. Какая задача ставилась перед дизайнером, почему он решил нарисовать именно эти экраны, каков портрет пользователя, как он попадает в этот интерфейс, что происходит дальше — это остается за кадром. Некоторые дизайнеры не ленятся и оформляют целые слайды об этом в своих проектах, и это здорово. Я так не делаю. И это не совсем хорошо. Может быть, в следующих своих проектах я буду рассказывать подробнее о процессе работы.

Если оценивать по десятибалльной шкале, как я оценивал других ребят, поставил бы себе 8 баллов за UX и 8 баллов за UI. Есть ещё куда расти:)

Денис: Да, мне работодатели часто говорят, что хотят видеть не только макеты красивые, но и описание проблемы, процесс решения и полученный результат. Значит, у такого формата большие перспективы?

Игорь: Этот формат существует уже давно. К примеру, Студия Артемия Лебедева практически с зарождения рунета подробно рассказывает о процессе в каждом своем проекте: какая задача ставилась и какими способами ее решали. Но это очень трудоемкий и дорогостоящий процесс. Заниматься оформлением портфолио в таком формате — занятие не для слабаков, а если еще и оформлять этот красиво… Не каждый дизайнер может себе позволить тратить столько времени. Многим лень. Поэтому, если у дизайнера в портфолио рассказывается, как он решал ту или иную задачу, можно сделать вывод, что он не боится лишний раз поработать. Сейчас ребята могут рассказывать о решении задачи даже на бехансе.

Вопрос в другом, мы все еще живем в той эпохе, когда дизайнеры рисуют руками. Но уже очень скоро эту функцию возьмет на себя искусственный интеллект, и выкладывать на беханс кнопочки, формочки, дизайн-системы станет бессмысленно. Этим займутся роботы. А дизайнерам будет отведена роль влиять на более глобальные процессы. Тогда-то нам ничего и не останется, кроме как описывать проблему, способы решения и полученный результат.

Логотипы: 1. Easy Surf 2.Парк «Лосиный остров» 3. Marks Bar 4. Greek Spirit 5. Xsoft 6. Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации

Денис: Я как работодатель искренне верю в удаленных сотрудников. Вижу сплошные плюсы во взаимодействии с удаленными сотрудниками: не нужно платить за офис, покупать дорогущие аймаки. Изначально 6designers задумывался как сервис по взаимодействию с удаленными дизайнерами. Но другие работодатели моего мнения не разделяют. Как ты считаешь, что мешает построить эффективную работу в продуктовой компании с удаленным сотрудником?

Игорь: На сегодняшний день существует множество удобных цифровых инструментов для совместной работы, которые решают массу проблем, главная из которых — личное присутствие людей. Некоторые инструменты помогают не тратить время на регулярные рабочие встречи — все вопросы решаются онлайн. Некоторые инструменты позволяют и вовсе не пересекаться в офисе и постоянно работать удаленно. Наглядный тому пример: множество современных музыкальных коллективов сочиняют и записывают музыку, находясь в разных городах и странах. Выпуская популярные альбомы, музыканты могут никогда не встречаться вживую. Конечно, когда идёт речь о коллективе в 4-5 человек, это несопоставимо с удаленной работой в компании, где количество сотрудников сотни и тысячи. Если же говорить о небольшом дизайн-отделе в 5-10 человек, то при правильной организации труда можно наладить вполне эффективную работу. На своем примере могу рассказать, что в одной из компаний, где я работал арт-директором, у меня в отделе было девять человек, и только двое работали в офисе, а остальные были разбросаны по другим городам. И это были дизайнеры в штате, не какие-то фрилансеры или проектные подрядчики. Они выходили на связь по любой необходимости и были доступны в рабочие часы по московскому времени. У нас проходили планинги, дейли и прочие встречи удаленно. Дизайнеры эффективно выполняли свои задачи, а процессы в моем отделе работали как часы.

Что мешает выстроить такие процессы в других продуктовых компаниях? Чаще всего это недоверие руководителя отдела, который боится, что его удаленные сотрудники будут халявить. Это в первую очередь его вина как руководителя, который не знает, как грамотно настроить эти часы. Второй вариант — неспособность дизайнеров решать вопросы, для которых им не хватает экспертизы и решительности, а они сидят и ждут няньку, которая поменяет им подгузники. Либо же не ждут, а пытаются разрулить дела сами, но поскольку экспертизы не хватает, результат оставляет желать лучшего. Можно резюмировать: построить эффективную работу с удаленными сотрудниками мешает либо некомпетентность руководителя, либо незрелость самих сотрудников. Но это применимо к небольшой команде. Если сотрудников не десять, а тридцать или сто, то здесь другая история. В теории ничто не мешает задать правильную иерархию, разбить эту большую команду на небольшие группы и вести работу в таком же ключе, как я описал, но на практике мне ещё не доводилось заниматься подобным. Может в ближайшем будущем передо мной встанет такая задача, и это будет крайне интересно.

Денис: Мы в 6designers очень хотим внедрить единые тестовые задания для конкретных индустрий, нам кажется, что нет никакого смысла делать свое тестовое в каждую компанию. Скажи, ты бы принял универсальное тестовое для любого банка, а не конкретное для Альфа-Банка?

Игорь: «Единые тестовые задания для разных индустрий» — звучит как единый государственный экзамен:) Идея, как мне кажется, крайне положительная, но при этом отдает вязкой утопичностью. Для реализации нужно продумать множество нюансов. В одной и той же индустрии, например, в которой я сейчас занят — в банковской, есть колоссальная разница между направлениями бизнеса: дизайнеры, работающие в сфере обслуживания физических лиц, обладают совершенно иными уровнями компетенций, нежели дизайнеры, работающие в сфере обслуживания юридических лиц, которая, с свою очередь, делится еще на три больших сегмента. Это принципиально различные сегменты, для которых требуются дизайнеры разного уровня, разной степени вовлеченности и умения обучаться. В таком случае будет сложно придумать одно тестовое задание для всех сегментов, не то что для разных банков. Задание должно иметь большую гибкость или быть представленным совершенно разными задачами.

Честно говоря, я пока не представляю, как вам удастся внедрить практику единых тестовых. Скажу по себе, тестовые задания я даю не всем кандидатам, а только когда требуется проверить конкретный навык. Потому что скилы кандидата зачастую понятны уже из портфолио и живого общения. Если какой-то уголок остается неосвещенным, в таком случае можно дать небольшое тестовое на проверку конкретного скила.

Про тестовые задания надо понимать следующее: если компания не рассматривает кандидатов без выполненного тестового задания, значит эта компания, во-первых, набивает себе цену, во-вторых, пытается сразу отсеять нелояльных кандидатов, которые уже отправили резюме в пятьдесят других компаний. Если компания большая, то в разных отделах будут даваться задания разного уровня, несмотря на то что индустрия одна и та же. Так что необходимо учесть все эти моменты, для того чтобы грамотно продумать и внедрить вашу идею.

Денис: У нас есть традиция: амбассадор недели, то есть ты, рекомендует 3 амбассадора для следующих недель из тех ребят, которых оценивал. Назови троих и скажи, почему ты выбрал именно их.

Игорь: Из 100 просмотренных портфолио достойных ребят оказалось пять. Троица, которую назову, — это действительно сильные дизайнеры с мультидисциплинарным подходом к профессии, чьи работы на порядок превосходят работы всех остальных.
Илья Куликов
Профессионала выдает внимание к мелочам. В работах Ильи любая деталь обоснована и к тому же выглядит отлично.
Максим Навак
Красивые, современные, а главное — продуманные интерфейсы и уверенная работа с типографикой.
Александра Ермоленко
Работа над дизайн-системой Рамблера вызывает уважение. Понятно, что в работе принимала участие целая команда, но надо отдать должное — все это было сделано под началом Саши.

Денис: А теперь блиц.
3 самые сильные продуктовые команды, по твоему мнению.

Игорь: Погнали! 1. Facebook 2. Airbnb 3. Uber

Денис: Ты сам рисуешь иллюстрации, назови 5 иллюстраторов, которые задают мировые тренды?

Игорь: Я терпеть не могу тренды. Это одна из причин, почему я считаю дриббл бесполезной помойкой одинаковых картинок. Если говорить про интерактивный дизайн, то тенденции его визуального развития обусловлены технологическими инновациями и функциональностью. Когда кто-то на фейсбуке начинает репостить статьи из разряда «В новом году в тренде будет фиолетовый цвет», я сразу помечаю эти статьи как спам. После таких публикаций большинство дизайнеров начинают следовать советам, а их сайты и приложения тут же теряют индивидуальность. Мы же не в сфере высокой моды работаем, не нужно придумывать тенденции только ради того, чтобы их придумывать.
Что касается иллюстрации: только тот иллюстратор, который жаждет повторить чужой успех, начинает копировать более успешного автора. Иллюстраторы — художники, и каждый толковый пытается создать свой узнаваемый и неподражаемый стиль. Назову пятерых иллюстраторов, чьи работы вызывают во мне неподдельные эмоции. Возможно, они и задают стиль, на который хотят равняться другие авторы, но люблю я их не за эту так называемую трендовость, а за искренность.
Уноморалез
Его работы я впервые увидел году в 2008, и они моментально взбудоражили мой мозг своей мрачностью, сюрреализмом и техникой исполнения. Это один из лучших иллюстраторов в стиле пиксель-арт. А его работы рассказывают сногсшибательные истории. Необязательно смотреть весь комикс, даже отдельные иллюстрации — самодостаточное произведение, в котором мастерски заключен миллион говорящих деталей.
Отто Шмидт
Рисует крутейших персонажей в комиксовом стиле.
Саймон Стойленхаг
Очень известный чувак, наверняка вы на него подписаны в соцсетях. Работы просто ошеломляющие.
Кайл Ламберт
Обожаю его кинопостеры в стиле 80-х. Можно бесконечно рассматривать под микроскопом с любовью проработанные детали.
Лейзи Сквейр
Рисует и анимирует чумовые мультики со сложнейшей покадровой анимацией и очень тонким юмором. Я рад тому, что лично знаком с Лёшей.

Денис: У кого дизайн круче — у Сбера или Альфы? Только честно.

Игорь: У Альфы очень мощный брэнд, и этого не отнять. При любом упоминании Сбера у меня перед глазами возникают образы аудитории пенсионного возраста и жуткие очереди. А при упоминания Альфы — нечто такое современное и динамичное, как образ перед глазами у меня появляется красная Феррари или даже болид формулы один. И я не помню, чтобы эти конкретные образы использовались в рекламе или еще где-то. Мозг сам дорисовывает картину на основе приобретенного клиентского опыта при общении с тем и другим банком. И я знаю, что у многих ассоциации схожи с моими. Так что можно уверенно сказать, что дизайн как брэнд у Альфы в сто раз круче. Что касается дизайна продуктов — сайтов, приложений, сервисов — здесь все примерно одинаково. Это банки, и зачастую им приходится поступать консервативно, что продиктовано особенностями бизнеса и клиентов.

Дизайн — это больше, чем логотипы на цветном фоне или пользовательский интерфейс на экране девайса. Это целый опыт, который формируется при взаимодействии между клиентом и сервисом. Дизайн — это верхушка айсберга ассоциаций клиента с приобретенным опытом во время похода в отделение, звонка в службу поддержки или живого общения с сотрудником банка. К 2020 году грань между брендингом, маркетингом и непосредственно продуктом будет окончательно размыта. Они будут настолько тесно взаимосвязаны, насколько мы и представить не могли. Работа дизайнера снова сильно изменится и потребует еще большего расширения экспертизы.